Психологические ловушки денег – отзыв о книге

Книга “Психологические ловушки денег”. Психология денег от – Т. Гилович и Г. Бэльски

psihologicheskie-lovushki-dlya-deneg-kniga

Всем привет. Психология денег, как вы знаете, моя любимая тема.  И я изучаю ее не меньше чем некоторые прикладные аспекты инвестирования. Как я понял, многие законы движения денег на самом деле понятны, логичны и предсказуемы. В обзоре на одну из книг я уже про это писал – даже самые страшные обвалы в экономике имеют четкие и понятные причины.  А если не быть близоруким, их можно даже предварительно увидеть.

Поэтому, более важным аспектом на мой взгляд не само по себе движение денег, а наше  восприятие. И вот тут кроются большие сюрпризы. Это МЫ САМИ вскакиваем на подножки уходящего поезда. МЫ САМИ следуем советам “аналитиков” отдавая им приоритет и даже не подвергая их советы критическому осмыслению.  Бояться нужно самих себя и своих желаний – считайте это постулатом -:).

  О чем книга

На самом деле в книге описывается не психология денег в чистом виде, а даже больше потребительская психология. Точнее так – описаны психологические нюансы, касающиеся как биржевой торговли, так и нет. Ничего особенно сложного и эксклюзивного – чисто эмоциональное восприятие. Например, почему для нас разница между 10 и 20 долларами существенна, а разницу между 7520 и 7530 мы даже и замечать не станем. И почему, пойдя в казино со 100 долларами, разогнав игровой счет до 5000, а в итоге все слив в ноль, мы считаем что потеряли только сотню. Ну а про цену не 10000 а 9999 думаю даже писать не стоит -:)

С точки зрения биржевой торговли – тоже ничего необычного. И о том как люди склонны принимать решения против тренда и здравого смысла. А так же предвзято относиться к советам некоторых аналитиков и “сотворять себе кумиров”. Об этом я написал чуть выше. Держать убытки, резать прибыли… в общем-то ничего нового.

Если сказать чуть проще, психология денег – маркетинг в чистом виде. И если в биржевой торговле, финансах все происходит чуть динамичнее ( например чей то твит или одна новость может перевернуть все с ног на голову и задать совсем другие движения рынка ), то в потребительской психологии все более-менее ясно.

  Рекомендация и выводы

Вообще, на эту тему есть более качественные и глубокие труды. Например, про психологию потребителя лучше всех пока рассказали Тверски и Канеман в своем фундаментальном труде. Эта же книга показалась несколько поверхностной. Она интересна, но получилась не цельной, что ли. Вроде бы настроишься читать про поведение потребителя и покупателя. Но тут же перескакивает на биржевую тематику. Или неправильное восприятие потерь и приобретений при покупке или продаже недвижимости. Можно почитать в качестве некого познавательного чтива, но больших надежд питать не стоит. Концептуальных решений вы в ней точно не найдете…

  P.S.

    И все таки есть еще один нюанс – это разница между “нами и ими”. А еще точнее между нашим качеством жизни и уровнем достатка. Психология денег конечно предмет интересный, но все таки условия жизни, десятилетиями воспитанное отношение к деньгам сказывается прямо и быстро не меняется. Я даже сейчас не имею ввиду все эти стереотипы, что в нас с детства вбивают.  Например о том  что “деньги зло” и “богатые хорошими не бывают”. А больше про то, что потребители в США это один уровень потребителя, а потребитель России – совсем другой.

Просто согласитесь, что в стране, которой из 142 миллионов населения только 20 из них официально за чертой бедности, 40 миллионов пенсионеров, а большая половина имеет зарплату не превышающую 30 тысяч рублей, с которой автоматом надо вычесть коммуналку и необходимые расходы – потребление совсем другое. А попытки толкнуть потребление через кредиты и кредитные карты пока больше приводит к надуванию пузыря и загону большей части страны в долговую яму.

Правда какого то секрета полишинеля тут нет. И точно можно посоветовать одно – при покупках руководствуйтесь тем, необходимость ли это, или просто хотелка -:).

Поделись с друзьями!

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *