Квантовый скачок маркетинга – отзыв на книгу и не только
Прочитав книгу квантовый скачок маркетинга, мне не только захотелось написать подробный отзыв на книгу, но и немного поразмышлять. Так что усаживайтесь поудобнее. Потому что сейчас я системно изучаю литературу и тенденции в маркетинге, так как уверен – мир уже изменился. Не меняется- а именно изменился! В прошлом обзоре я рассказал про хорошую книгу, исчерпывающе объясняющую подходы и мышление потребителя. Книга Раджи Раджанамара рассказывает об этом с другой стороны, – со стороны маркетинга. Но я могу даже больше сказать. Книга получилась не только, и не столько про маркетинг. Она про то, как изменился мир, технологии, а также восприятие их человеком. Этим она меня и заинтересовала.
Маркетинг больше не будет прежним…
Во всяком случае в том традиционном виде, котором мы его знаем. Жизнь потребителя неизменно меняется. Уже не каким-то отдалённым будущим, а самым настоящим сегодняшним днём являются такие технологии как 5G, искусственный интеллект, дополненная реальность, интернет вещей, блокчейн. Умная колонка и смарт ТВ наш постоянный спутник в повседневном быту. А вместе с технологиями, меняется мышление потребителя. Ну и маркетинг соответственно.
Квантовый скачок маркетинга не призывает,кстати, забыть о маркетинге всё. В обзоре на другую книгу, (по ссылке) я писал, что человек пока, слава Богу, остаётся тем же простым живым человеком. Но традиционные представления о маркетинге меняются. Людям больше не нужна реклама как таковая. Людям теперь нужно ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ! Да, именно прямое, равноправное взаимодействие со всеми – от глобального бренда и трансконтинентальной корпорации до умной колонки, которая стоит у него на столе.
Лично я, как потребитель, хочу отметить один момент. В данный момент я вижу большое разделение в мире маркетинга да и в мире бизнеса в целом. Одна часть корпораций и брендов уже этот скачок осознала и оказалась далеко впереди. Пример – в принципе любой банк, которым я пользуюсь. Этот банк уже далеко не только и не столько финансовая организация. Это полноценная экосистема, которая старается замкнуть меня полностью на себя. Начиная с личных финансов и заканчивая потреблением и развлечением. Вторая часть эти явления категорически отвергает. Но у них ничего не выйдет. Всё перечисленное выше (блокчейн, дополненная реальность, интернет вещей и прочее) становится не “трендами”, “тенденциями” и тому подобным, а самым настоящим образом жизни. И его либо придётся принять, либо уйти с дороги.
На чём основан квантовый скачок и каким будет маркетинг
Перейду к деталям. И в этот раз расскажу не только о чём написано в книге, но и про тенденции в маркетинге в целом. В настоящий момент (думаю уже не в будущем, а действительно именно сейчас) маркетинг стоит на трёх основных китах:
- Большие данные. Многие устройства, которыми мы пользуемся в жизни и быту носят приставку “смарт”. Потоки данных и информации, которые они собирают и используют о нас огромные. Биг Дата — тренд сегодняшнего дня однозначно.
- Искусственный интеллект. Кто из нас не любит поболтать с Сири или душкой Алисой -:). Параллельно, кстати, оставляя тот же поток данных и информации о себе.
- Блокчейн. Тут стоит сделать оговорку – блокчейн это не только криптовалюта. Блокчейн это технология расчётов и цепочка платежей, как система управления. Именно блокчейн способен сломать как всю существующую тяжёлую и громоздкую банковскую систему, так и систему управления в целом. Но это тема отдельной статьи, не меньше.
- 5G – это просто технология связи, но значительно усиливающая скорость и мощь коммуникации. Но для описанных выше технологий она необходима.
Это – основообразующие технологии сами по себе. В подробные детали и уточнения вдаваться не буду, но, думаю они вам тоже знакомы. Это и дополненная реальность, интернет вещей, перечисленные выше смарт-устройства.
Что делать и как продвигаться в новой парадигме маркетинга
Вот, что предлагает автор книги делать сейчас тем, кто хочет быть на волне и в трендах.
- Продвижение бренда – как личного, так и бизнеса. Никуда не денутся такие вещи, как репутация, авторитет и прочие достижения “старого” маркетинга. Какие бы передовые технологии ни внедрялись, взаимодействуем всё равно мы, люди.
- Performance маркетинг. Под этим автор подразумевает как систему продвижения, так и систему взаимодействия между всеми звеньями маркетинга и рынка в целом. Речь больше идёт о сломе старой, “командной” системы, и переход к системе взаимодействия по методикам Agile и Scrum. Никто больше никем не руководит как во внешнем взаимодействии, так и внутри организации. Только совместный и продуктивный труд.
- Большие данные и поведенческая экономика. Про большие данные уже написал выше. Если сказать применительно к маркетингу, то клиент сейчас сам рассказывает о себе всё. И даёт понять, что ему нужно на самом деле. И никакой необходимости что-то впаривать ему нет.
- Мультисенсорный маркетинг. Это звук, вкус, се́нсорные ощущения. В общем, задействуем все органы чувств.
Ну и. конечно, основа всего взаимодействия – это лояльность. В новой парадигме бренд и клиент взаимодействуют на равных.
В целом, вроде бы логично. Что-то всегда есть новое, а что-то, хорошее, но незабытое старое. Профильным специалистам, работающим в маркетинге книга и идеи в ней уверен, будут интересны. Да и всем остальным тоже можно почитать. Интересно же понимать изнутри, как на тебя воздействуют все маркетологи -:).